Страдание святых десяти мучеников Критских

05.01.2018

Страдание святых десяти мучеников Критских

 аватар 10 мучеников Критских.jpgДекий, царь римский, назначил на о.Крит правителем Декия, который был похож на царя жестокостью, гонениями на христиан. Прибыв на остров, Декий велел разыскивать всех верующих во Христа и приводить на муки. К нему приводили твердых в вере христиан и, после пыток и мук, предавали смерти.

Были приведены к мучителю десять мужей из разных городов: из Горгинского города - Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий и Евникиан; из Киоса - Зотик; из Епиней - Помпий и Агафопус, из Кидонии - Василия, из Ираклии – Еварест. Все они стремились к вечному небесному блаженству.

Представ перед мучителем, они высказывали смелые речи, показали мужество, терпеливо претерпели мучения. Их мучили, влачили по земле, били камнями, насмехались, плевали – тридцать дней терпели они поругания. Суд назначен 8 декабря, к игемону привели страдальцев, полных доблести и мужества. Игемон в ярости жаждал погубить св.мучеников, а они были готовы терпеть до последнего издыхания. Убийца-игемон потребовал принести жертвы идолам. Мученики отвечали, что готовы на муки во имя Христа.

По приказу игемона схватили святых, подвергали их разнообразным мукам. Один был повешен и его строгали железными когтями: вырывались жилы, и куски тела падали на землю. Других били камнями и острыми кольями по ребрам до костей; у третьих от тяжких ударов оловом разбивались суставы, раздроблялись кости. Каждого мучили различно. Мученики принимали муки с радостью, и стоявшим казалось, что они не столько страдают от боли, сколько жалеют о недостаточности мучений. Все сбежались посмотреть на них, сохраняющие веру втайне спешили подивиться мужеству страдальцев и утвердиться в вере, а неверные насладиться муками. Они побуждали игемона и мучителей к большей жестокости.

Декий, не сумев заставить их принести жертву, произнес смертный приговор. Святых повели на усечение мечом к месту Алоний недалеко от города. По дороге страдальцы спорили, кому первому идти под меч и раньше принять венец. Спор прекратил Феодул, один св. мучеников, говоря, что тот будет первым, кто после всех подставит главу под меч: если, видя усекновение и смерть друзей, не убоится, не изменится в лице, он поистине явится победителем. Все согласились со словами Феодула. Они воспели общую песнь к Богу:

  - "Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих" (Пс.123:6-7).

Тут стали отсекать одному за другим св. головы, души с радостью восходили ко Христу.  Когда ушли мучители, некоторые из христиан, оставшись, собрали св. тела мучеников и погребли.

Когда воссияло опять благочестие, блж.Павел, епископ г. Гортины, прибыв в Константинополь, испросил позволения перенести тела святых из Алония, где они погребены после усечения мечом, в Гортину. Возвратившись в Крит и прибыв на Алоний со множеством христиан, среди которых были некоторые при страданиях святых, он нашел тела неповрежденными, и перенес их со славою в охранение городу и на помощь всем нуждающимся.

Прп.Нифонт, еп.Кипрский, родился в Пафлагонии, образование получил в Константинополе. В детстве был кротким и добрым, часто посещал церк.службу. Но в юности вел разгульную и греховную жизнь. Приходя в себя,ужасался глубине своего падения, но, полагая, что ему уже не получить прощения, продолжал нечестивую жизнь.

Однажды он встретил друга, который долго смотрел на него. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: "Я никогда не видел у тебя такого лица, оно черное, как у эфиопа". Слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Божией Матери, прося Ее заступничества.

После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на иконе просветлел и Она улыбнулась.

С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери отворачивался, а после покаянных слез и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил жизнь, проводил время в молитве и покаянии. После болезни, от которой получил исцеление с помощью Божией Матери, он приобщился Святых Тайн, затем принял иноческий постриг и усилил подвиги, изнуряя тело в борьбе со страстями.

Эта борьба была долголетней, на св.Нифонта много раз нападали бесы, но с помощью Божией он преодолевал их. От Господа получил дар различать происки лукавых духов и побеждать их, а также видеть исход душ после смерти.

Уже в старости, придя в Александрию, он был в видении указан Патриарху как достойный принять епископский сан. Его поставили во епископа г. Констанции на Кипре. Однако епископом он пробыл недолго. О времени смерти свт. Нифонт узнал за три дня. Перед кончиной его посетил свт.Афанасий Великий.На смертном одре святой видел ангелов и Пречистую Божию Матерь.

Св.Павел, еп.Неокесарийский, настолько прославился добродетелями, что имя его стало известно Ликинию, царствовавшему в Никомидии. Ликиний, начавший гонения против христиан, потребовал Павла к себе.

Когда посланные представили святого на суд царя, прежде всего постарались действовать угрозами, томили голодом, потом начали бить. Святой мужественно переносил муки, удивляя терпением. Его подвергли страшной пытке: раскаленный железный обруч, испускавший огненные искры, ковач посредством клещей положил святому на ладонь, другою ладонью прикрыл обруч и, стянув скобами обе руки, держал, пока не остыло железо. Двигательные мускулы в руках святого свились и омертвели, пальцы его не могли ни сгибаться, ни разгибаться. Затем его отвезли к берегам р.Евфрат и заключили в темницу.

Когда имп.Константин Великий, оставив Рим, воцарился на востоке, он выразил желание, чтобы все подданные были христианами, всем, кто был в изгнании и заточении, дарована свобода, и каждый возвратился на родину.

 Св.Павел занял святительский престол и просиял благочестием, как и прежде, когда был еще отшельником, присутствуя с 318 св.отцами на I Вселенском соборе в Никее. Св. Павел был там одним из тех, кто носил на теле язвы Господа Иисуса: из присутствовавших на соборе отцов иные лишены были рук, иные - ушей, иные - носа, другие - глаз, или имели другое повреждение на теле. Одни за Христа претерпели биение, преломление костей, истерзание суставов, другие перенесли огненное опаление и строгание телесных членов. Среди них блж. Павел был доброчестным страдальцем за веру Христову, т.к. имел следы палочных побоев, св. руки его обожженные были сведены и не действовали. Собор был против еретика Ария, который Божественным судом предан проклятию. После собора отцы представлялись царю.Константин взял руки блж.Павла и, облобызав их, прикладывал к глазам и другим частям своего тела, говоря:

  - Велика радость приветствовать того, кто так пострадал за Христа, и целовать эти сожженные руки, теперь беспомощные.

Блж. Павел возвратился в свой город на святительскую кафедру и после многих лет управления паствою с миром отошел ко Господу.

Не так много известно о жизни св.архиеп. Новгородского Феоктиста, но можно понять, в чем главный подвиг его.

22 мая 1299 г. преставился Климент, архиеп. Новгородский, «новгородцы с посадником Андреем, рассуждая о преемнике, задумались о добром и смиренном Феоктисте, игумене св. Благовещения. Собрав звоном вече у св. Софии, князь Борис и новгородцы почтительно привели его и посадили на дворе владыки, пока узнают, где митрополит».

В след. году «митр. Максим, Ростовский еп. Симеон и Тверской еп. Андрей прибыли в Новгород и поставили Феоктиста в архиепископа в Софийском соборе. Новгородцы рады были своему владыке». В первый раз новгородский владыка посвящается в Новгородском храме св. Софии.

В след. году, по благословению св. Феоктиста, заложен каменный храм св.арханг. Михаила и чрез два года освящен (храм доныне цел). В 1305 г. блаж.архипастырь принимает участие в договорах Новгорода с вел.кн.Михаилом Тверским о сохранении древних взаимных отношений.

В том же году святитель освятил храм св.Бориса и Глеба, затем в честь отцов Первого Вселенского Собора. Спустя два года новгородцы за печатью архиепископа представили вел.князю жалобу на новгородских наместников.

В сентябре вел.кн.Михаил прибыл в Новгород и личными распоряжениями успокоил новгородцев. Но время было смутное. Кн. Юрий Данилович препирался с св.вел.кн. Михаилом за новгородское княжение, и происки Юрия наносили неприятности Новгороду. Писец Апостола 1307 г. со скорбью говорил: «при сих князьях сеялись и росли усобицы и жизнь наша гибла от ссор княжеских и век людей укорачивался».

Блж. святитель был слаб здоровьем. В декабре 1307 г., «благословив новгородцев, по болезни удалился в монастырь Благовещения Богородицы, чтобы пребывать в безмолвии». Блаженный постоянно был болен в продолжение трех лет. «Он много страдал для Бога», пишет современник; «когда он умер, святая душа его взошла на небо, а лицо его как бы озарилось светом, так что видевшие дивились и славили Бога».

Блж.Феоктист, когда был игуменом Благовещенской обители, украшен был добротою сердца и смирением. Но Богу угодно дать ему тяжкую болезнь, и душа его страданием телесным возвысилась в духовном совершенстве. Блж.Феоктист, созревший духом в страданиях телесных, мирно почил 23 декабря 1310 г. «Честное тело его положено было в монастырском храме Благовещения Богородицы».

Первое прославление свт.Феоктиста совершилось спустя 300 лет после кончины. Супруга царского дьяка Юлиания долго была больна, так что потеряли надежду на выздоровление. Ночью во сне явился ей муж в священном величии и сказал: «поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление». Дьяк после справок с летописями о гробе блж.Феоктиста привез больную в Благовещенский монастырь, отпел панихиду и раздал щедро милостыню. Больная скоро выздоровела.

По желанно благодарного дьяка написана была икона святителя, по явлению, бывшему жене его; в то же время Софийский пономарь Феодор, занимавшийся иконописанием, написал икону с древнего подлинника, который сохранялся на стене Софийской паперти, и изобразил святителя в молитвенном положении пред иконою Благовещения.

В 1644 г. новгородский наместник царя, кн.Василий Ромодановский, но благоговейному усердию к святителю, поставил часовню на месте обрушившегося храма, потом устроил раку над мощами с ликом святителя, наконец возобновил и каменный храм. В 1707 г. открыто положены мощи святителя. Исцеления продолжались.

Так, в 1710 г. поселянка Мария, 20 лет бывшая больною и 3 года слепою, когда облобызала лик святителя на гробе его, мгновенно получила здоровье. В 1714 г. пономарской вдове Евдокии, лежавшей в расслаблении, явился в ночном видении святой и сказал: «Для чего напрасно лечишься у глупых волхвов?»    Больная велела сыну вести ее к гробу свт. Феоктиста и здесь получила исцеление.

В 1786 г. мощи святителя, по разрешению Свят. Синода, перенесены из Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и положены в храме, подле стены, у иконостаса. Архим.Фотий устроил придел в честь свт. Феоктиста.

 


Возврат к списку


#WORK_AREA#