Дело об экологической коррупции в Екатеринбурге

02.08.2019

Дело об экологической коррупции в Екатеринбурге

logoOODVRS.png

__________________________________


Генеральному

Прокурору

Российской Федерации


Ю. Я. Чайке



125993, ГСП-3, Россия, Москва

ул. Б. Дмитровка, 15а.


Интернет - приемная:

http://genproc.gov.ru/contacts/ipriem/send/


Адрес: 620144, г. Екатеринбург,

ул. Куйбышева 55, оф. 101,

Тел.: 8-922-209-51-04,

Е-mail: oodvrs@oodvrs.ru

ОКПО 88683389

ОГРН 1086600003379

ИНН 6671268416 / КПП 667101001


Исх. № 685

«02» августа 2019 г.



ЖАЛОБА


Уважаемый Юрий Яковлевич!


В Межрегиональное общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание», обратились представители родительской общественности обеспокоенные сложившей ситуацией, угрожающей уничтожением историко-культурному наследию города Екатеринбурга, окружающей среде, редким видам растений и, как следствие, здоровью детей и их родителей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статьёй 27 Федерального закона N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьёй 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» для осуществления уставных целей общественное объединение, имеет право: представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами Российской Федерации.

В своём обращении к нам родители указали, что их очень беспокоит ситуация, складывающаяся в настоящее время с реконструкцией особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) местного значения городской парк "Парк Зеленая роща", находящегося в границах улиц Народной Воли – Шейнкмана – Большакова – 8 марта. Сейчас большая часть парка, представляет собой насаждения сосны обыкновенной (возраст 80 – 120 лет) и декоративные посадки лиственных пород деревьев. Территория, на которой в настоящее время находится парк Зелёная роща, являлась крупным городским кладбищем, существовавшим более 100 лет, в период с конца XVIII века – до 30-х годов XX века. На территории парка по настоящее время присутствуют многочисленные артефакты, свидетельствующие о наличии захоронений: каменные надгробные плиты, элементы ограждений и т.п.

Согласно информации, размещённой на стенде при входе на территорию, заказчиком работ выступает МКУ «Городское благоустройство», генподрядчиком АР «Свердловскавтодор». В составе работ предполагается обустройство площадок, дорожек, зон отдыха, установка трибун, ограждений, фонарей, малых архитектурных форм, светильников. Планируемые к реализации виды благоустройства предполагают использование строительной техники, производство земляных работ, изменение существующей планировки территории.

В ходе выполнения земляных и иных видов работ на территории «Зеленой рощи» существует угроза повреждения и уничтожения захоронений, а также объектов историко-культурного наследия. Никаких мер для обеспечения сохранности захоронений, исключения отрицательного воздействия на объекты, представляющие ценность как историко-культурное и археологическое наследие, заказчиком и генподрядчиком как на стадии подготовки проектной документации, так на стадии начала работ не предпринималось(!).

Кроме этого родители указывают, что проект благоустройства предполагает вмешательство в ландшафт парка, что приведет к причинению непоправимого ущерба. Ущерб выражается в запланированной вырубке деревьев и в ситуациях, когда вокруг дерева устраивается площадка с твердым покрытием, что предполагает устранение верхнего слоя почвы. Это повредит корни сосен, ограничит поступление влаги к корням и приведет к преждевременной гибели деревьев.

Проектом предполагается вырубка около 230 деревьев, которые по утверждению заказчика и подрядчика, являются больными. Действительно, среди них есть больные и даже уже умершие, но есть и абсолютно здоровые, коих как минимум 40.

Мы полностью разделяем обеспокоенность заявителей, что вырубка реликтовых сосен и проведение реконструкции парка именно в рамках данного проекта (то есть без учёта мнения граждан, без проведения историко-культурной экспертизы) причинит непоправимый вред жителям города, природе, историко-культурному наследию, в связи с чем есть все основания для применения мер прокурорского реагирования, направленных на приостановление всех работ и проведения проверки законности проведения реконструкции, начиная со стадии подготовки проектной документации.

Прежде всего, необходимо отметить, что местные власти умышленно создают в городе точки напряжения, что приводит к раскачиванию политической ситуации и даёт повод нечистоплотным политикам использовать её с целью подрыва авторитета действующей власти.

В последнее время уже неоднократно Президент России говорил, что любые вопросы, вызывающие протест людей, должны решаться с соблюдением интересов граждан и при их непосредственном участии. Администрация Екатеринбурга приняла к сведению слова Президента РФ в ситуации со строительством Храма Святой Великомученицы Екатерины и муниципальная власть приостановила все работы и решила провести широкое общественное обсуждение сложившейся ситуации. Даже, несмотря на то, что все предусмотренные действующим законодательством процедуры (включая проведение общественных слушаний) были соблюдены, все согласования были пройдены, все разрешения получены.

Но почему тогда в ситуации с реконструкцией парка "Зелёная роща" власти совершенно игнорируют мнение огромного количества горожан и не желают услышать и конструктивно обсуждать предложения населения. Чего муниципальная власть ждёт, нового витка противостояния в форме массовых выступлений или опять нужно, чтобы Президент РФ высказался теперь уже по поводу данного парка. Неужели недостаточно того, что было сказано В. В. Путиным ещё в февральском обращении к Федеральному собранию: "Обращаюсь к представителям власти всех уровней. Делать вид, что ничего не происходит, уходить в сторону, отмахиваться от требований граждан абсолютно недопустимо. Эти вопросы трудны, конечно, но эти трудные вопросы обязательно надо решать". Исходя из этого местная власть в данной ситуации должна сделать паузу и провести широкое общественное обсуждения проекта реконструкции данного парка.

Но поскольку в настоящее время местная власть не желает продемонстрировать свою мудрость, мы вынуждены обратиться в надзорные ведомства с просьбой проведения самой тщательной проверки соблюдения действующего законодательства при подготовке проектной документации и осуществлении работ по реконструкции ООПТ городского парка "Парк Зеленая роща". У нас есть достаточно оснований считать, что процедуры подготовки проектной документации и осуществление работ ведутся с грубыми нарушениями действующего законодательства и не исключена в этом проекте и коррупционная составляющая.

В преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" указывается, что особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии со ст.5 указанного закона, граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают предложения граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды.

Во исполнение федерального законодательства Решением Екатеринбургской городской Думы от 5 июня 2007 г. N 39/43 было утверждено Положение "Об особо охраняемых природных территориях местного значения в муниципальном образовании "город Екатеринбург", в соответствии с которым любая хозяйственная деятельность на ООПТ должна производится с учётом того, что на ней действует режим особой охраны. В соответствии с п.п.33,34 Положения, граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий местного значения. При осуществлении мероприятий, указанных в пункте 33 настоящего Положения, органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" учитывают предложения граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Никаких широких обсуждений с жителями города и общественных слушаний не проводилось, в результате чего в отсутствие консенсуса была начата реализация абсолютно бездарного и дорогостоящего (мы не исключаем наличие и коррупционной составляющей) проекта, который по оценкам специалистов был подготовлен дилетантами и его реализация грозит катастрофическими последствиями. Экологическая экспертиза также не проводилась, вывод о необходимости вырубки огромного количества деревьев, включая здоровые, является необоснованным.

Мы наблюдаем, что Заказчиком и Генподрядчиком демонстративно игнорируются и рекомендации профильного министерства. Так, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 13 апреля 2017 г. был издан Приказ N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов". В п.3.1.3 прямо указывается, что общественное участие на этапе планирования и проектирования снижает количество и глубину несогласованностей, противоречий и конфликтов, снижает возможные затраты по их разрешению, повышает согласованность и доверие между органами государственной и муниципальной власти и жителями муниципального образования, формирует лояльность со стороны населения. В соответствии с п.п.6.1.9-6.1.11, при разработке проектной документации рекомендуется включать требования, предъявляемые к условным обозначениям зеленых насаждений на дендропланах. Рекомендуется составлять дендроплан при разработке проектной документации на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов благоустройства поселений, в том числе объектов озеленения, что будет способствовать рациональному размещению проектируемых объектов с целью максимального сохранения здоровых и декоративных растений. Разработку проектной документации на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов озеленения рекомендуется производить на основании геоподосновы с инвентаризационным планом зеленых насаждений на весь участок благоустройства.

Ни одна из этих рекомендаций при подготовке проектной документации выполнена не была.


В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона N 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

В соответствии с абзацем 8 статьи 28 Закона N 73-ФЗ одной из целей проведения государственной историко-культурной экспертизы является определение наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда, либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра.

Из системного толкования вышеприведенных положений законодательства следует, что историко-культурная экспертиза проводится именно до начала проведения работ с целью определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не располагает такими сведениями.

Установление законодателем обязанности проведения историко-культурной экспертизы земель до начала проведения на таких землях работ (в случае отсутствия у органа охраны объектов культурного наследия сведений о наличии/отсутствии на этих землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия) направлено на обеспечение сохранности как объектов культурного наследия, включенных в реестр, так и выявленных объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (при их наличии) и исключения возможности причинения вреда или уничтожения таким объектам (что следует из названия статьи 36 Закона N 73-ФЗ).

В случае отсутствия у регионального органа охраны объектов культурного наследия сведений о наличии или отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, акт историко-культурной экспертизы является документом, подтверждающим наличие или отсутствие таких объектов (статьи 28, 30 Закона N 73-ФЗ).

В связи с вышеизложенным в силу законодательно установленного требования заказчик и генподрядчик были вправе приступать к производству работ на территории ООПТ городской парк "Парк Зеленая роща" только при наличии документально подтвержденных сведений об отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Но таких сведений у Администрации Екатеринбурга нет и быть не может, поскольку историко-культурная экспертиза не проводилось, несмотря на то, что наличие на данной территории древнего некрополя является общеизвестным фактом.

Заслуживают пристального внимания и доводы горожан о нарушении при проектировании и производстве работ иных норм действующего законодательства.

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий. Никаких решений в данной части законодательным и исполнительным органами власти города Екатеринбурга также не принималось.

Юрий Яковлевич, мы вынуждены еще раз акцентировать внимание на то, что местная власть умышленно создает протестную напряженность в городе Екатеринбурге, вынося постановления об уничтожении лесного и растительного фонда в городе.

По экспертным оценкам специалистов растительный фонд города Екатеринбурга на душу населения составляет 50%, а если учитывать отдельные районы, то того меньше.

На текущий момент местная власть своими не эффективными, а возможно и носящими коррупционную составляющую, действиями создала и создает условия для протестных действий горожан.

Это в корне подрывает усилия центральной власти, в лице Президента России и Правительства РФ, направленные на достойную жизнь граждан России в каждом населенном пункте нашей необъятной страны, что приводит к раскачиванию политической ситуации и даёт повод нечистоплотным политикам использовать её с целью подрыва авторитета действующей власти.

В частности, это касается одних из ключевых парков и скверов города:

парк РТИ, в котором планируется уничтожение половины всего лесного фонда (https://www.znak.com/2019-07-24/meriyu_ekaterinburga_prosyat_otklonit_proekt_zastroyki_parka_rti_i_provesti_opros_gorozhan), а коррупционный ареол вокруг этого проекта тянется еще с 2013 года(https://www.znak.com/2015-11-20/v_ekaterinburge_skandal_vokrug_parka_rti);

парк Энгельса – проект разработан за млн. руб., но в нем расположение деревьев не соответствует фактическому расположению, в нем не проводились гидрологические и дендрологические изыскания, а чин-ки на слушаниях сразу стали давать различные обещания, которые характеризуют несостоятельность всего проекта и многое другое, что говорит о некачественной работе, не соответствующей действительной стоимости общих работ и как следствие, заранее недействительных торгах, а значит, и пустых затратах народных денег на их проведение и как результат более вероятным видится наличие коррупционной составляющей во всем проекте (https://www.znak.com/2019-07-25/zhiteli_ekaterinburga_zahoteli_prokontrolirovat_rekonstrukciyu_parka_engelsa_v_centre_goroda);

аллея – сквер по ул, Грибоедова на Химмаше, проект которой вообще вызывает сомнение в математических навыках чин-ков, когда вместо почти 300 деревьев планируют высадить около 50, судя по спиленным большинство было здоровые, и судя по предыдущим проектам и экспертизам относительно проектов по паркам, все делается только на бумаге и, возможно, в связи с наличием корыстного мотива подписывающих бумаги чин-ков (https://66.ru/news/society/223706/?fbclid=IwAR2n-U0hYxMACNSMKx8Uj43ikjyq2i3LX6ktMRkpwxOQnhBlL71VtJoErB8);

ну и конечно же проект по Биатлону, в котором планируется пустить под пилу свыше 50 га реликтовых деревьев, а замен якобы высадить на пустырях саженцы, которые засохнут в том же году, а главное в этом проекте, как и во всех по городу это то, что нет и не было никаких необходимых экспертиз. Как факт: 10.06.2019 Семеряков Максим Андреевич заместитель начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия на слушаниях в ОП СО заявил, что никаких заявок на экспертизы по району Биатлона в их учреждение не поступало, а это значит, что комиссия администрации Екатеринбурга не имела права рекомендовать депутатам гордумы внести изменения в существующие правила землепользования и застройки для строительства биатлонного комплекса в районе 12-го километра Московского тракта, т.к. в этом районе могут находиться захоронения расстрелянных не правомерно уральцев в годы лихолетия трагической страницы истории нашего Отечества. А памятуя прежний беспредел чиновников в проектах пиления деревьев и бюджетных средств, в этом случае также может присутствовать мотив какой-либо корыстной заинтересованности местных чиновников в этом проекте;

Березовая роща в Академическом районе, на участке площадью 264 937 кв.м., имеющим кадастровый номер 66:41:0313006:1, расположенном в границах улиц Чкалова – Краснолесья – А. Мехренцева – Ак. Вонсовского, как имеющему уникальную локальную фауну и флору для произрастания в ней редких растений, которые внесены в Красную книгу Свердловской области, имеющих международное значение, таких как: Aster alpinus L. (астрой альпийской), Lilium pilosiusculum (Freyn) Miscz. (лилия волосистая) и Platanthera bifolia (L.) Rich, (любка двулистная), потеря которых нанесет не поправимые последствия в невозможности восстановления и имиджевых потерях России, как геоэкологической державы Планеты;

о Зеленной роще было сказано выше;

Подытоживая наше обращение в качестве ещё одной иллюстрации нездоровой, коррупционной атмосферы в коридорах местной власти, можно привести следующие обстоятельства.

Участок по ул. Куйбышева д. 42 под Баней и Котельной был продан примерно за 6,6 млн. руб. при кадастровой стоимости 44 млн. руб. Продажа произошла благодаря постановлению Администрации №2994 от 23.10.2015, подписанному первым заместителем главы Администрации города Екатеринбурга С.В. ШВИНДТ «Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», при их продаже без проведения торгов».

Этим документом администрация Екатеринбурга разрешила себе продавать земельные участки без торгов за 15% от кадастровой стоимости.

Но это постановление противоречит 131-ФЗ "О местном самоуправлении".

Актуальны вопросы:

Сколько всего участков было продано за 15% от кадастра?

Какую сумму недополучил бюджет города с 23 октября 2015 года до сегодняшнего дня?


Какие земельные участки были реализованы в соответствии с порядком определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности м.о. «город Екатеринбург», утвержденным в постановлении №2994, с момента подписания постановления до дня подачи моего обращения?


На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 10, 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»,


ПРОШУ:


  1. Провести проверку изложенных обстоятельств и применить меры прокурорского реагирования, направленные на пресечение незаконной деятельности по производству работ по благоустройству особо охраняемых природных территорий местного значения:

– городской парк «Парк Зеленая роща» в рамках действующего проекта;

– парк РТИ;

– парк им. Энгельса;

– аллея – сквер по ул. Грибоедова на Химмаше;

– проект по Биатлону;

– проект по Березовой роще в районе Академическом районе;

– участок по ул. Куйбышева д. 42 под Баней и Котельной,

а именно внести представление о прекращение всех видов работ до согласования проектов с соблюдением всех установленных процедур и проведения его широкого общественного обсуждения.

  1. Провести проверку законности соблюдения всех процедур по разработке текущих проектов реконструкции всех указанных объектов, обоснованности стоимости работ, а также законности размещения заказа на проектирование и осуществление работ у конкретных исполнителей.

  2. Применить иные меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений действующего законодательства и привлечения к ответственности виновных в его нарушении.


Прошу дать мотивированный ответ в установленные законом сроки.



Председатель

Центрального Совета

Межрегионального общественного движения

в защиту прав родителей и детей

«Межрегиональное родительское собрание»


Консультант-эксперт

Общественной палаты

Свердловской области


ПодписьГ.jpg





Г. С. Авдюшин



Возврат к списку


#WORK_AREA#